Пятница, 07.08.2020
Официальный сайт МОУ ООШ с. Сумы
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Интегрированный урок в 5 классе

Краткое описание:

  Данный урок в комплексе решает задачу формирования необходимой для современного ученика читательской компетенции. Обучать пониманию художественного текста можно и нужно в рамках любой из существующих программ и при любом варианте стандартов обучения. Основной подход, используемый  на уроке – интеграция в преподавании русского языка и литературы. Предложенные  задания  способствуют формированию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Ожидаемые результаты:

способность к обучению, поиску новых знаний;

повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

активизация творческой деятельности;

любовь к близким людям.

Технология: развивающее обучение

Образовательная область – филология

Предмет – русский язык и литература       Класс – 5

ТЕМА:  «Неоконченная повесть о жизни». Разноаспектный анализ текста (миниатюра В.Деткова «Матрёшка»)

Тип урока: интегрированный; урок закрепления знаний, умений и навыков

Форма урока: урок словесности с применением ИКТ

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, иллюстративный, творческий, алгоритмический

Формы организации учебной деятельности: фронтальная беседа, анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, микроисследование возможностей языковых средств, словарная работа.

Цели урока:

1. обучающие: закрепить  знания, умения и навыки комплексного анализа художественного текста;

организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству  В.П.Деткова с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.П.Деткова, с биографическими сведениями,   выделить  черты миниатюры.

2. развивающие: повторить  стилистические, лексические, синтаксические приёмы построения текста.

Формировать умение интерпретировать текст, а также умение рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развать интерес к художественному слову.

3. воспитывающие:

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор;  карточки с заданиями; карточки для рефлексии.

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения; технология творческой мастерской.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2. Речевая разминка.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться, что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки:

Мы внимательные?

Мы умные?

Мы добрые?

Мы отлично учимся?

Всё у нас получится?

Мы внимательные.

Мы умные.

Мы добрые.

Мы отлично учимся.

Всё у нас получится.

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Прочитайте эти строки с разными интонациями в зависимости от завершающего знака препинания. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока.

3. Определение темы урока.

-Наш урок я хочу начать загадкой.

 Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко. Это ?         ….. русская матрёшка 

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О матрёшке) на доске - МАТРЁШКА

Задание от Матрёшки. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы.

 У меня в доме иногда возникает спор, почему у меня такое имя. Кто-то считает: «Слово МАТРёшка, происходит от МАТЕРь «мать, старшая, главная, древняя прародительница».

А кто-то, ссылаясь на какой-то словарь, утверждает: «Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

Ребята! Какая версия вам кажется убедительной? Про какой словарь говорится?

МАТРЁШКА.  (Толковый, этимологический словарь)

ИТАК,     Матрёшка (кто такая?)– кукла. Матрёшка – игрушка. Матрёшка – Матрёна.

Какие это предложения? (в которых между подлежащим и сказуемым – тире)

Кроме главных членов есть ещё какие-то слова? Что это значит? (нераспространённые) А можно распространить?

Матрёшка – (деревянная, моя, любимая, расписная, девушка, женщина) кукла.

(Моя) матрёшка – кукла. И т.д.

О чём ещё пойдёт речь на уроке?

(О предложениях)на доске - ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А о чём этот стихотворение?

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это слово много значит. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
И без семьи нам жить невозможно!

Чем можно объединить слово – отгадку и тему этого текста?

(Матрёшка = семья  - олицетворение семьи)

Какое предложение у вас получилось?

НА доске: Матрёшка – семейная кукла.

Актуализация знаний.

Если есть название- тема, идея,  то... может появиться ТЕКСТ (на доске)

Чем мы будем заниматься на уроке?

РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ (С разными текстами)

Хотите больше узнать о МАТРЁШКЕ? (история возникновения, виды МАТРЁШЕК)

Литература -  работа с миниатюрой

     Беседа об истории матрёшки

Учитель.

- Вы ребята знаете, кто сделал матрёшку, и откуда она взялась на Руси?

- А хотите узнать?

- В 90-х годах XIX века в Москву в игрушечную мастерскую Мамонтова привезли из Японии фигурку лысого добродушного старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукуруму раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Они стали прообразом наших матрёшек.

 - Сергиев Посад, ныне Загорск, издавна славился своими деревянными игрушками. Первая русская матрёшка была выточена токарем В. Звёздочкиным и расписана по эскизам художника С. Малютина. Матрёшка состояла из 8 фигурок и изображала девочку в сарафане и платке с чёрным петухом в руках. За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка и т. д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завёрнутого в пелёнки младенца.

 - И имя девочке подобрал самое, что ни на есть простонародное – Матрёна. Она сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось её доброе и ясное лицо. Успех к девочке Матрёне – матрёшке пришёл в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Русская матрёшка стала поистине “русской девочкой”, символом всего русского и самой России.

      В 1900 году в г. Сергиевом Посаде (г. Загорск) Московской области начали массовое производство матрёшек.

      В 1913 году для выставки в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка.

Учитель:

-  Матрёшки  начали делать  в Сергиеве-Посаде,   100 лет назад производство матрёшек наладилось в Нижегородской губернии Семёновского района. Здесь изготавливают их и сейчас. Семёновский промысел дошёл и до Полхов-Майдана, что в 100 км от Мурома.

      Вытачивают игрушку мужчины, в основном из липы, дерева мягкого. Женщины и девочки начи­ная с девяти лет ее расписывают, красят, лачат. Делает игрушку вся семья.

       После сушки точеные изделия «крахмалят» — два-три раза обтирают их руками крахмальным клейстером. Затем металлическим пером наводят орнамент. Растительный орнамент устойчив, это так называемая роза, которая  то   упрощается  до  звездчатой  розетки,    то   становится   пышной, мно­голепестковой с подчеркнутой глубиной чашечки и разноцветными серединками.

 

  Делаются и продаются игрушки с прибаутками, приговорками: «Не бьется, не ломается, а кто купит — удивля­ется», «Деревянный чурбачок завертелся как вол­чок. Из-под рук струятся стружки, получаются иг­рушки».

Учитель:

В чём же секрет успеха и долголетия матрёшки?

    Облик матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры и элементы народного традиционного костюма (сарафан, фартук). Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней - дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия.

Учитель:

- И сегодня русская матрёшка желанная гостья в каждом доме. География её местожительства давно охватила многие страны мира.

Физкульминутка.

   Знакомство с автором.

        Мы познакомимся с вами с произведением, которое называется «Матрёшка».

      Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет. 

        - Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

 О чём говорит его взгляд? Глаза? Выражение лица?

        Работа над биографией поэта - Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор  миниатюры  - Владимир Павлович Детков?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

- Когда вы научились читать?

- Какие книги вы читали?

- А в детстве вы сочиняли ?

- А что вы знаете об этом писателе?

Ребята, этого человека зовут Владимир Павлович Детков. Он писатель-юбиляр. В Следующем году ему бы исполнилось 80 лет, но он не дожил до этой даты. К сожалению, его жизнь оборвалась в  2009 году в 72 года.

        Родился 23 июня 1937 года в подмосковном Наро-Фоминске в семье военнослужащего.

       Закончил школу в г. Шостке на Сумщине, затем Азово-Черноморский институт в Ростовской области.

        Трудовая биография связана с Курской землёй: работал агрономом Рыльского колхоза, секретарём райкома комсомола, сотрудником областной газеты «Молодая гвардия».

          В 1975 году заочно закончил литинститут,  в 1978 принят в Союз писателей.

         Двадцать лет бессменно возглавляет Курское отделение Союза писателей России.

          Первая книга «Встреча на рассвете» издана в Воронеже в 1978 г., вторая «Три слова»  в 1981 г., по которой С. Никоненко снял фильм «Люблю. Жду. Лена».

       Вышедшая в 2006 г. в Курске книга «Зёрна истины», стала лауреатом литературной премии Центрального Федерального округа России в 2007 г.

Эта книга по словам писателя В. Давыдкова, даёт новый импульс принципам человеколюбия, прошедшим в последнее десятилетие суровые испытания ненавистью и раздором.

...Конечно, он был разным. Владимир Павлович был заразительным оптимистом, он никогда не спешил с негативными выводами, был внимателен и чуток, а значит – по Пришвину – мудрым. По первой профессии он был агрономом, как его любимый писатель, и, хотя утверждать не берусь, но мне кажется, он тоже всю жизнь вёл дневник. Во всяком случае, его миниатюры говорят в пользу этого: похоже, что эти вёдра чистых слов почёрпнуты из глубокого колодца. Он тоже: сначала сеял рожь и пшеницу, а затем – светлое и мудрое.

- Что рисуешь, доча?

- Дом.

- А почему он без окон, без дверей?!

- Потому что там злые люди живут…

- А давай-ка дорисуем им окно. В него заглянет Солнышко… осветит, согреет… Им станет тепло и светло – они порадуются и перестанут злиться… Ведь радость злой не бывает…

Это – из книги «Зёрна Истины»

Скупая на факты биография! Однако есть возможность составить представление о писателе по его книгам. Миниатюры Деткова похожи на разноцветные камешки калейдоскопа: прочитал — и новая картинка, ещё интересней предыдущей. В итоге образуется объёмное витражное полотно, сотканное из философских выводов и поэтических ассоциаций.

  Создание проблемной ситуации.

-Ребята, а что такое миниатюра?

  • Знакомство с понятием миниатюры.

Миниатюра – это небольшое по объёму произведение, это сюжетно завершенный небольшой рассказ.

    Миниатюра очень чувствительна к искоркам. Это, наверное, самый искренний жанр.

Словарная работа.

Знакомство с текстом. Выразительное чтение учителем ( 4 минуты).

 Работа с текстом.

  • Понравилось ли вам миниатюра?
  • Докажите, что перед нами текст.

( Текст – произведение речи (высказывание): несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически)

  • К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? ( К художественному).
  •  Какие слова вам показались незнакомыми, вызвали затруднение?
  • Какая лексика преобладает? (Просторечная, приближена к разговорной речи)
  • Как ведёт повествование автор? (Размышляет, рассуждает)
  • Какое настроение преобладает в тексте?
  • У миниатюры есть заглавие, давайте подумаем, почему автор именно так называет своё произведение? (Матрёшка – существительное женского рода. Женщина, которая даёт жизнь)
  • О чём это произведение? Какова его тема? (Жизнь должна продолжаться)
  • Что хотел сказать автор? (Жизнь не стоит на месте)
  • Кто является главным героем этого произведения?
  • Что мы можем о ней сказать?
  • Что говорит о ней автор?
  • С кем её сравнивает?
  • Что говорит о героине её сочинение?
  • От чьего лица ведётся повествование?
  • Каково авторское отношение к героине?
  • В чём особенность авторского повествования?
  • Какие слова передают отношение автора к героине?
  • О каких качествах героини говорит автор?
  • Что можем сказать о других героях?
  • Какой эпизод кажется особенно важным?
  • Могло ли такое быть в жизни или выдумка автора?

Автор – мужчина, а повествование ведётся  о женщинах.

  • Как соотносятся начало и конец произведения?
  • В чём же главная идея этого произведения? (Какая мудрая игрушка! В ней и доля наша женская, и бессмертие)

Матрёшка – как маленькая неоконченная повесть о жизни.

  • В каких произведениях ещё мы рассматривали тему семьи? семейных отношений?

Зощенко «Ёлка»,  Платонов «Никита», Астафьев «Васюткино озеро», Б.Жидков «Как я ловил человечков».

Приём «синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. В лаконичной форме, выбрав точные слова, ученики описывают суть понятия, т.е. осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. Пять строк, которые выстраиваются пирамидой в определенной последовательности. Синквейн позволяет кратко и емко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог.

Синквейн о предложении:

  Матрёшка.

Весёлая, добрая, озорная, трудолюбивая, мудрая

Учит, показывает, продолжает, сохраняет, повествует.

В ней скрыта неоконченная повесть о жизни.

Мудрость.Жизнь.Душа.Посланница.Повесть.

Русский язык.

- Ребята,  из чего состоит текст? Например, этой миниатюры? (из абзацев, из предложений)

На доске: ТЕКСТ: история возникновения МАТРЁШКИ (публиц), словарная статья(научный)…отбор фактов. Краткость.

А какой текст самый выразительный, красочный? (миниатюра Владимира Деткова)

 - МИНИАТЮРА

Какие предложения есть в тексте? (похожие предложения или, наоборот, совершенно другие по конструкции?  (Вступление и заключение – авторское повествование – он размышляет, неторопливо повествует;

основная часть – диалог героев. ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗНЫЕ)

Примеры разных предложений?

(1)   Первое предложение – повествовательное, сложное.

Вкусные бабушкины пироги? – вопросит., восклиц., простое. распр.

Ой, какая капелька! – повеств., восклиц., прост.

Ребята, а что вы можете сказать о предложениях:

Учительница. (об Алёне)

Я!

Верно!

Откроем?

Открывай.

Такие предложения, с одним главным членом, называются ОДНОСОСТАВНЫМИ. ОНИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (они употребляются в диалоге, где нужна краткость)

Вот и вы можете выразить свои чувства такими предложениями.

Поговорим о лексике, о словах.

Работа с текстом. 5 класс.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами.

1)Прошли годы. 2)Ушла на вечный покой прабабушка Зина. 3)Выросла из кукол старшеклассница Маша. 4)Вме­сте с ней выросла из игрушки и Матрёшка Зина со всем своим поимённым семейством. 5)Стоит она на полке среди её любимых книг, как маленькая неоконченная повесть о жизни...

1. О чём автор говорит в предложении 5 «маленькая неоконченная повесть о жизни»? Напишите ответ.

Ответ:            _______________________

   2. Как вы понимаете выражение «выросла из кукол» из предложения 3.

Ответ ________________________________________________

Работа с текстом. 5 класс.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами.

1)В школе Маша написала самое короткое сочинение на тему: 2) «Кем ты хочешь стать?»

3)«Хочу стать обыкновенной Матрёшкой... 4)Иметь доч­ку. 5)От дочки — внучку.6)От внучки — правнучку...

7)Какая мудрая игрушка! 8)В ней и доля наша женская и бессмертие.

9)Поглядела прабабушка на свою «капельку», пра­внучку, порадовалась — вон сколько жизни ещё впере­ди! — и закрыла глаза в последний раз успокоенно».

1. О чём автор говорит в предложении 7 словами «мудрая игрушка»? Напишите ответ.

Ответ:            _______________________

2. Как вы понимаете значение слова «успокоенно» из предложения 9.

Ответ:____________________________

Работа с предложениями текста. 5 класс.

Прочитайте предложения из текста и выполните задания. Ответы запишите словами.

 

……1) Она и сейчас вон не угомонилась — и состряпать, и связать, и пошить….

…… 2)Смотри, какая ладная-нарядная. 3)Марья-Царевна, да и только. 4) Какой сарафанчик на тебе рас­прекрасный, какой платочек расписной...

……..5) Разломила Маша куколку, а из неё на скатерть сто­ла выкатилась совсем махонькая неделяшка.

— 6)Ой, какая капелька! — растроганно воскликнула бабушка.— 7)Мальчик-с-пальчик, а девочка с мизинчик.

  1. В каких произведениях встречаются подобные слова? Предложения 2,3,4,7.

С какой целью их употребляет автор? Напишите ответ.

Ответ:            ________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как вы понимаете значение слова  не «угомонилась» из предложения 1.

Ответ:____________________________

3. Что означает слово «неделяшка» из предложения 5?

Ответ: __________________________________________________________

Как же создаётся выразительность текста?

За счёт стиля – художественный;

Лексики – образной, яркой;

Синтаксиса – предложения эмоциональные, краткие в диалоге.

Конечно же, героев с их характерами.

Выберите верное утверждение:

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ НАМ О МАТРЁШКЕ?

**1. Чтобы показать её красоту;

**2.чтобы сказать о количестве кукол в ней;

**3.чтобы рассказать о жизни семьи.

Вот и появилась из ваших ответов  героиня – Матрёшка.

МАТРЁШКА – мудрая игрушка!

(Неоконченная повесть о жизни.)

Так о чём же миниатюра В.Деткова?

Вот так автор связывает воедино название миниатюры, содержание и то, что хотел донести до читателей.

- Ребята, мы сегодня много говорили о разных текстах. А наш урок можно назвать текстом? Почему?

Какое название вы подобрали бы для нашего урока?

МАТРЁШКА – мудрая игрушка!

(Неоконченная повесть о жизни.) – как вы понимаете эти выражения?

О чём наш сегодняшний урок?

Домашнее задание: Используя разные предложения, разные слова, диалог, напишите миниатюру «Кукла матрёшка – мудрая игрушка»,  «Моя будущая семья»

И попытайтесь сказать в маленьком тексте о чём-то большом и важном!

Рефлексия:

– Оцените свою работу на уроке.

Что показалось сложным, что лёгким? Что хотелось бы узнать ещё? Что показалось интересным?

ИТАК, МЫ КАКИЕ?

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично поучились!

Всё у нас получилось!

Давайте мы сейчас в маленьком стихотворении скажем о важном:

Стихи (читают дети):

Всё начинается с семьи:

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старины докучливые стрелы:

Всё начинается с семьи.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож.

Семья - это то, что мы делим на всех.

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные - отчий твой дом.

Сердце навеки останется в нём!

 

Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020
    Создать бесплатный сайт с uCoz